Управлять более эффективно
23 апреля глава федерального аграрного ведомства Николай Федоров провел совещание, посвященное обсуждению вопросов управления подведомственными Минсельхозу России организациями.
Федеральный министр отметил, что для обеспечения устойчивых предпосылок экономического роста в АПК, помимо всего прочего, важно оптимизировать состав и структуру федерального имущества, сформировать механизмы оценки его востребованности и необходимости. «В этом и должна заключаться подлинная эффективность системы управления федеральным имуществом», - подчеркнул Николай Федоров.
Директор Департамента земельной политики, имущественных отношений и госсобственности Минсельхоза России Виктория Абрамченко, выступившая с основным докладом, сообщила, что на 1 апреля 2013 года систему подведомственных организаций Минсельхоза России формируют 68 федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) и 308 федеральных государственных бюджетных учреждений (ФГБУ). По отраслевой принадлежности ведомство участвует в управлении 227 открытых акционерных обществ (ОАО), 100% акций которых находится в собственности Российской Федерации. Дополнительно 5 ОАО – организации, в отношении которых позиция акционера – Российской Федерации, определяется Правительством страны (Росагролизинг, Объединенная зерновая компания, Российские ипподромы, Россельхозбанк, Головной центр по воспроизводству сельскохозяйственных животных).
Ключевым показателем достижения целей государственной политики по управлению федеральным имуществом станет завершение до 2016 года выхода государства из капитала компаний «несырьевого сектора», не относящихся к субъектам естественных монополий, а также отсутствие ФГУП, основанных на праве хозяйственного ведения.
К настоящему времени Минсельхозом России принято решение по судьбе всех подведомственных ФГУП. В том числе направлены предложения в Росимущество по включению подведомственных ФГУП в Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2014 – 2016 годы, подготовлены предложения по их ликвидации и преобразованию в иные организационно – правовые формы.
Виктория Абрамченко, отметила конструктивный характер оптимизации структуры и видов деятельности подведомственных ФГБУ высшего профессионального образования и мелиорации. В частности, во всех учреждениях в сфере мелиорации разрабатываются стратегии развития, а также ключевые показатели эффективности их руководителей.
Отдельного внимания и скоординированной работы с правоохранительными органами и Росимуществом требуют ситуации, связанные с преднамеренным банкротством отраслевых акционерных обществ и выводом недвижимого имущества из ведения ФГУП.
Врио директора Департамента регулирования агропродовольственного рынка, рыболовства, пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза России Надежда Дурыгина доложила о работе по оптимизации системы подведомственных Росрыболовству организаций в рамках формирования прогнозного плана приватизации федерального имущества на 2014 – 2016 годы.
Как следует из доклада, в ведении Федерального агентства находятся 40 ФГБУ, 30 ФГУПов и 14 ОАО со 100-процентной долей собственности Российской Федерации. Согласно проекту указанного прогнозного плана предусмотрена приватизация 28 унитарных предприятий из 30. Оставшиеся 2 предприятия – стратегические – «Нацрыбресурс» и «Калининградский морской рыбный порт». В свою очередь, Росрыболовством предложено исключить из плана приватизации 26 ФГУПов, среди которых 11 научно- исследовательских институтов; 12 предприятий по воспроизводству и сохранению водных биоресурсов и 3 – осуществляющих функции связи.
Из 14 открытых акционерных обществ предлагается оставить в проекте плана 2 организации, исключить 6, в том числе 3 - по воспроизводству водных биоресурсов; 2 - НИИ; 1 - по переработке морепродуктов. Оставшиеся пять обществ находятся в прогнозном плане приватизации на 2011 – 2013 годы, одно – в состоянии банкротства. ФГБУ в проект прогнозного плана приватизации не вошли.
Подводя итоги совещания, глава аграрного ведомства акцентировал внимание участников на том, что любые планы оптимизации подведомственных учреждений должны быть максимально просчитаны с точки зрения экономической эффективности и той роли, которую они играют в отрасли агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов.